Новый Орлеан – родина джаза и Свободы
Так как Новый Орлеан значительно отличается от других крупных городов США, мы решили написать о нем в другом, особом, стиле, детально не вдаваясь в исторические и географические подробности.
Штат: Луизиана
Дата основания: 1718г.
Население: 389 617 человек (2015г.)
Прозвище: Город-полумесяц, Голливуд Юга (The Crescent City, Hollywood South)
Очередь за искусством
Часто путешествуя по Америке, я всего лишь трижды видел там очереди. Впервые у театральной кассы на Таймс-сквер в Нью-Йорке, где продают билеты на спектакли Бродвея. Во второй раз — в центре эмигрантов из бывшего СССР — нью-йоркском районе Бруклин, возле магазина «Продукты со всего мира», куда завезли свежее украинское сало. И в третий раз — у серого, ничем не примечательного, без каких-либо вывесок и рекламных плакатов деревянного барака в Новом Орлеане, где народ собрался на джазовый концерт.
Последняя очередь — едва ли не единственная в Америке, которая не исчезает уже много десятилетий. А барак на самом деле является культовым помещением, где играют «самый настоящий» в мире джаз, где бывают самые звездные джазисты мира. Играть в Presentation Hall, именно так называется это место, большая честь. Лучшие музыканты города и штата Луизиана дают там каждый день три концерта по 45 минут каждый. Стоимость входного билета вполне демократичная — 15 долларов. Чтобы попасть «на джаз», я простоял в очереди полтора часа. И когда наконец-таки вошел в зал, был очень удивлен интерьером. Помещение совсем небольшое, рассчитанное максимум на 80 человек. Слушатели сидят на старых примитивных стульях, табуретках или специальных подушечках прямо на полу. Кто не успел сесть — стоит. Стены серые и неприветливые. Сцена, к которой мы привыкли, отсутствует. Музыканты стоят рядом со зрителями. Конферансье нет. Фотографировать запрещено. Но! Когда маэстро взяли инструменты и начали играть, зал замер и моментально провалился в нирвану, в мир заоблачного наслаждения, забыв про все неудобства мира. И совсем не исключено, что пропасть между высокодуховным и низкоматериальным в зале — задумка организаторов концертов. Для контраста. Большое, значимое и яркое всегда выглядит значительно рельефнее и эффектнее на фоне мелкого, несущественного и серого.
Новый Орлеан - джаз на похоронах
Бесплатно послушать классный джаз в Новом Орлеане можно без проблем. Он раздается почти круглосуточно из многочисленных баров, пабов, ресторанов, стриптиз-клубов, даже из храмов и городской тюрьмы. На площадях, в скверах и парках, на набережной и почти на каждом перекрестке можно встретить уличных музыкантов, которые с надеждой на щедрость прохожих исполняют джазовые композиции на приличном профессиональном уровне. Диксиленды там — неотъемлемый атрибут семейных торжеств, пикников и... да-да, похорон.
Мне пришлось послушать музыку и по случаю такому печальному поводу. На очень популярном среди туристов кладбище я наблюдал ритуал захоронения. Перед церковью, где прощались с покойником, а затем и в медленной ходьбе с гробом, музыканты в традиционно белых костюмах играли торжественные марши и скорбные гимны. Но как только гроб занесли в склеп, темп и мелодии внезапно изменились. Зазвучала безудержно веселая джазовая музыка — регтаймы, обработки полек и легкомысленных маршей. Логика проста. Душе умершего и так не сладко, для чего ее последний путь к Богу сопровождать печальными мелодиями? Да и родным умершего станет легче.
Кстати, более чем на 50 кладбищах Нового Орлеана, начиная с конца XVIII века, покойников хоронят не в земле, а над ней, на полках в семейных склепах. Напоминаю, что 70 процентов территории города находятся ниже уровня моря, и постоянные природные катаклизмы, в первую очередь, наводнения, часто вымывают на поверхность все то, что скрыто под землей. Как правило, склепы есть двух-, трех - или четырехместные. В случае, если усыпальница полностью занята, а кто-то из родственников отошел на тот свет «без очереди», то умершего сдают на хранение в специальные отели-хранилища. И занесут «постояльца» в склеп только тогда, когда там освободится место на полке. А освободится оно через год и один день с момента смерти кого-то из предшественников. Остатки последнего аккуратно положат на землю рядом со «свежим» гробом. А еще в городе есть общество «Друзья кладбищ Нового Орлеана». При возможности и желании можете заказать у них экскурсию. Уверяю — не пожалеете.
По реке с музыкой
Но давайте вернемся к джазу. Незабываемым стало мое знакомство с этой музыкой в путешествии одной из крупнейших и красивейших рек мира — Миссисипи на старом, еще марктвеновских времен, лопастном кораблике «Креольская королева». Моим сопровождением были невероятной красоты мосты через реку, замысловатые заградительные дамбы, протоки, болотистые заводи, романтические островки, пологие берега с причалами, суденышками и нефтяными вышками, небольшие поселения на земле с гигантскими, оригинальных форм, красочными водонапорными башнями, разнообразные птицы, теплый и успокаивающий ветерок, а также завораживающие ритмы и мелодии прекрасного новоорлеанского джаза. По давней традиции, на судна, которые плавают по Миссисипи, всегда приглашают лучших и опытнейших музыкантов. Пейзажи великой реки в сопровождении джаза — это триумф красоты природы и гения человека.
Откуда появился джаз?
И все же давайте вернемся к тому, с чего мы начали рассказ. Вопрос — как и когда возник джаз и почему именно в Новом Орлеане?
Само слово впервые появилось в одной из газет Сан-Франциско 6 марта 1913 года. А в 1917-м один из американских журналов дал «исчерпывающее» объяснение, что это такое: «Джаз — это музыка, заставляющая людей трястись, прыгать и корчиться». Правда, относительно происхождения названия музыкального стиля бытуют разные мнения. Одно из них заключается в том, что это просто негритянский эмоциональный, бодрящий возглас.
Первые ростки джаза появились в конце XIX — начале ХХ века. Но истоки стиля следует искать во временах завоза африканских рабов на просторы Нового Мира. Основа этой музыки — синтез принципиальных составляющих: ритмы музыкального фольклора Западной Африки плюс экспрессия и импровизация.
Добавлю еще одну деталь: Новый Орлеан (New Orleans) всегда не был похож ни на один город в США. Он буквально пронизан музыкой и танцами. Веселее, шумнее, пестрее, демократичнее и толерантнее к темнокожим людям, чем все другие города американского Юга.
Есть еще один фактор. Новый Орлеан всегда имел славу «злачного города». Крупнейший порт Юга в течение двух веков манил к себе моряков, рыбаков, лесорубов, охотников, плантаторов и всевозможных авантюристов. Весь этот пестрый люд хотел «кудрявой» жизни и удовольствий. И город предлагал им это в виде проституток, алкоголя, наркотиков, азартных игр... и моря музыки. Потребность в последней была очень большой.
Ключевую роль в появлении джаза, который обеспечивал музыкальное оформление бурной новоорлеанской жизни, сыграла, пожалуй, уникальная музыкальная субкультура местных креолов, которые имели негритянско-французское происхождение и в большинстве своем — достаточное на то время музыкальное образование. Поэтому в период между 1895 и 1919 годами в Новом Орлеане возникло немало музыкальных коллективов, которые играли самую разнообразную музыку: блюзы, регтаймы, марши, популярные песни, попурри из оперных увертюр и арий, танцевальные мелодии, свои собственные произведения... Известный американский трубач и композитор Уинтон Марсалис писал: «Когда все эти виды музыки слились в один, родился джаз».
Во времена формирования джаза родился и самый известный джазмен в истории — трубач, вокалист и руководитель ансамбля Луи Армстронг. Он появился на свет именно в Новом Орлеане 4 августа 1901 года. Очень интересна судьба этой личности. Луи родился в семье прачки и рабочего. Отец почти сразу после появления сына оставил семью, а мать вскоре «переквалифицировалась» в проститутку. Луи остался без присмотра. Семилетнего парня сначала приютила бабушка, а потом — одна еврейская семья эмигрантов из Литвы. Луи много работал, развозил уголь, продавал газеты и тому подобное. Неизвестно, как бы сложилась его жизнь, если бы не досадный случай 1913 года. За стрельбу из пистолета на улице Луи посадили в тюрьму для «цветных» подростков. Оружие парень украл во время посещения матери у ее клиента — полицейского. Как ни странно, тюрьма стала его консерваторией и дорогой к мировому признанию. Именно там, в тюремном духовом оркестре, куда его устроили для перевоспитания, талантливый паренек быстро научился играть на тамбурине, альтгорне и корнете. На момент выхода на свободу Луи уже хорошо владел техникой игры, что и стало основой его амбициозных планов относительно музыкальной карьеры.
Новоорлеанское кофе по-русски
Поздним вечером, после изнурительной беготни по городу, накануне своего отъезда, я посетил известного среди кофеманов и поклонников джаза «Кафе дю Монд». Он находится в центре знаменитого Французского квартала — ячейки индустрии развлечений. Выбор кофе был очень широким. Я заказал самое понятное для меня название — «Black Russian coffee», или «Черный русский». «Что в чашке?» — спросил у официанта. Тот объяснил: «Много кофе, водка, ликер «Калуа», ликер «Самбука» и взбитые сливки. Круто... Видимо, в России это традиционный напиток... «А можно отведать все составляющие отдельно?» — пошутил я. «Без проблем, могу и значительно расширить ассортимент», — с улыбкой ответил официант... Со сцены звучала взрывная смесь джазовых звуков, достойная ингредиентов моего кофе. В зале было шумно и весело, народ радовался жизни.
Радость жизни — это главное, чем манит Новый Орлеан. Город без выдающихся раритетов и исторического шарма тоже способен очаровывать.
Невероятно удивительный город! Он пережил эпидемию малярии, разрушительные цунами, ужасные пожары, потопы, многочисленные торнадо, разливы нефти, бунты депортированных из Франции преступников — и при этом не потерял оптимизма, сохранил свою уникальную ментальность и славу самого музыкального города Америки.