secondwindeb5.com 2

 

Флэтайрон-билдинг

Флэтайрон-билдинг: от порицания к символу Нью-Йорка

Кто не слышал о нью-йоркском Бродвее! Улица театров и мюзиклов, место премьерных постановок и концертов! Гуляя по Бродвею (а он очень длинный, и только небольшая часть может похвастаться своим «культурным наполнением», остальное — обычная улица), то и дело видишь пересекающиеся с ним под прямым углом улицы — авеню. На пересечении Бродвея с 5-й авеню в глаза обязательно бросится высокое, непохожее на остальные, здание. Это Флэтайрон-билдинг (Flatiron Building), или по-простому, «утюг» — одно из тех зданий, которые принято считать своеобразными символами Нью-Йорка.

 

Как выглядит Флэтайрон-билдинг

Это здание на 22 этажа, высотой 87 метров, считается одним из первых небоскрёбов Нью-Йорка. Строители назвали его «Фуллер-билдинг», в честь компании-застройщика, но горожане сразу заприметили, что дом сильно смахивает на обыкновенный утюг. А с народным творчеством, как известно, соперничать трудно, поэтому кличка — «дом-утюг» (flatiron– утюг англ.) — прижилась прочно и навсегда.

Впрочем, описывая это здание, было бы несправедливым ограничиться только утюгом. Его фундамент имеет треугольную форму, с основанием 26 метров, и узкой, двухметровой вершиной. Поэтому издалека, если смотреть прямо на этот «носик», можно легко увидеть перед собой корабль. Собственно, архитектор, проектирующий здание, стремился именно к тому, чтобы горожане, завидя дом, угадывали в нём именно гордый океанский лайнер.

Флэтайрон-билдинг

Насколько далеки друг о друга корабль и утюг, настолько же и разнились отзывы о здании у людей, впервые увидевших его. Максим Горький, посетивший Штаты в начале века, назвал сооружение «безмолвной и тёмной скребницей неба». Герберт Уэллс написал, что здание оставляет впечатление «огромной незавершённости», а один художник из Англии и вовсе нарёк дом «необозримым кошмаром». Но были и творческие натуры, которым дом понравился; к примеру, известному композитору Сен-Сансу.

Флэтайрон-билдинг

Почему же здание воспринималось столь неоднозначно? Ответ, возможно, отыщется в его истории.

Как строилось здание-утюг

К концу XIX века в Америке начали строить первые высотные здания, невиданные доселе в других странах мира. Лидерами в этом новом архитектурном деле оказались Чикаго и Филадельфия. Но Нью-Йорк тоже не хотел оставаться в стороне, и в 1901 году строительная компания «Фуллер» решила возвести один из первых в городе небоскрёбов. Его треугольное основание диктовалось очертаниями места, которое был выкуплено для строительства. А ещё — взглядами архитектора, Дэниэла Барнэма. Он уже строил высокие дома в Чикаго, и решил возвести здание в стиле итальянского неоклассицизма, а обилием капителей и колонн (да оно и само должно было напоминать исполинскую колонну).

 

При строительстве впервые в мире применили технику «стального каркаса». Многие элементы сваривали заблаговременно, на заводе-изготовителе. Впоследствии их собирали на месте, подобно домику из кубиков. Это обеспечило невиданные по тем временам темпы: один этаж за неделю! Стальной каркас здания возвели всего за полгода, и тут же начали облицовывать его терракотовой плиткой. К лету 1902 года здание было сдано в эксплуатацию; его постройка заняла всего один год!

Флэтайрон-билдинг строительство

Люди частенько принимают всё новое с подозрением, даже с недовольством. Эта участь не обошла и Флэтайрон-билдинг. Помимо того эстетического отторжения, о котором было сказано выше, многим (и даже архитекторам), казалось, что узкое, непривычно высокое здание, обязательно рухнет под напором первого же сильного ветра. Ведь тогда считалось правильным строить высокие дома с обязательным сужением кверху, подобно пирамиде. Флэтайрон-билдинг не сужался, а устремлялся ввысь, подобно огромной готической колонне.

Флэтайрон-билдинг

Интересно! Вдоль здания нередко гуляют сильные воздушные завихрения, и сохранилось много свидетельств, как в первые десятилетия после завершения строительства зеваки-мужчины всего города специально приходили к дому. Здесь они наблюдали неизменную картину: ветер поднимал подолы широких, длинных юбок у дам, спешащих в соседний магазин модной одежды, на мгновение высоко обнажая ноги. В то время это было весьма эротичное зрелище!

Кроме самой формы дома, многие не восприняли и обилие окон на его фасаде, и слишком узкие, треугольные комнаты внутри «носика». Скептики утверждали, что только дурак снимет офис в таком здании.

Флэтайрон-билдинг внутри

Дальнейшая судьба Флэтайрон-билдинг и его настоящее

Но они были посрамлены! Чуть выше мы сказали, что люди с опаской относятся к новому. Но оно одновременно и манит людей, особенно творческих, нестандартных. Через полгода после сдачи дома в нём не было уже ни одного свободного офиса! Причём первыми раскупались именно узкие, треугольные комнаты. Представители богемного мира считали их особенно привлекательными.

Интересно! Одно время в здании снимала офис под своё Консульство Россия, а в годы Первой мировой здесь работала Русская военная миссия, отвечавшая за закупки в США вооружения.

 

Флэтайрон-билдинг быстро сделал Пятую авеню популярным местом на Манхеттене. Его несколько раз перепродавали, последний раз — в 2009 году, когда половину здания выкупила одна из итальянских корпораций. Размер покупки составил чуть меньше 200 млн.$. Поговаривают, что итальянцы намерены постепенно выкупить всё здание, но им придётся немало ждать: многие офисы арендованы на десятки лет вперёд.

Сейчас в «утюге» по-прежнему много компаний, редакций газет и представительств. Причём, как и раньше, особо ценятся офисы в узкой части, ведь отсюда открывается отличный вид на город, и в частности, на другой знаменитый небоскрёб — Эмпайр Стэйт Билдинг.

Флэтайрон-билдинг

И, безусловно, это туристическая достопримечательность, одно из самых узнаваемых зданий «Большого яблока». Здесь всегда много туристов, задирающих головы ввысь, чтобы определиться, что же они видят: необычный утюг, океанский лайнер, или огромную римскую колонну? Смотрят, и не могут понять, ибо Флэтайрон-билдинг, как любая стоящая вещь в нашем мире, имеет множество обличий.